Время настолько быстротечно, что только успевай отсчитывать годы. Сегодня мы отмечаем 35-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана, а тем, кому довелось непосредственно участвовать в тех событиях, кажется, всё было словно вчера. Потому что есть память, от которой никуда не деться, потому что Афганистан до сих пор живёт в душе.
Малослободка – один из малочисленных населённых пунктов нашего района: 72 жителя, две улицы. И на одной из них, на Советской, проживают сразу два участника афганских событий: Г.П. Деревянко и И.П. Кожевников. Снежным февральским днём удалось встретиться с Иваном Петровичем, побеседовать с ним. Поначалу он односложно отвечал на вопросы, но постепенно разговорился, всё глубже и глубже погружаясь в события сорокалетней давности.
Окончив Сарманайскую десятилетку, Иван Кожевников вместе с аттестатом получил права механизатора широкого профиля. Сразу же устроился в совхозе трактористом и проработал до того момента, когда пришла повестка на действительную службу. Его призвали в июне 1979-го, когда про Афганистан знали только то, что есть такая страна на географической карте мира. Служить И. Кожевников попал в часть, располагавшуюся в Туркмении; стал артиллеристом. Всё шло своим чередом, пока однажды, в канун нового 1980-го года, личный состав не собрали на плацу, выдали автоматы и куда-то повезли. «Мы толком не знали, куда едем, – рассказывает Иван Петрович, – но когда в районе Кушки пересекли границу, замполит сказал нам: «Будьте осторожны, ребятки, это чужая страна». Тогда-то мы поняли, что всё серьёзно. Нам временно запретили писать домой, сказали, мол, сообщите, что переводят в другую часть. Лишь в апреле 1980-го я смог написать родителям, где я и что со мной».
Горы, песок, ветра, селевые потоки и постоянное чувство опасности – вот чем встретила наших бойцов афганская земля. Задачей отдельного противотанкового дивизиона, в котором нёс службу И.П. Кожевников, была охрана колонн, которые везли топливо, продукты, солдат, боеприпасы. «Мы располагались на точке, откуда следили за прохождением наших колонн, – продолжает Иван Петрович. – Если нападали душманы, сразу открывали по ним ответный огонь. Ходили в рейды в населённые пункты, где, по сведениям разведки, базировался противник. Действовали таким образом: сначала артподготовка, а потом зачистка. Кстати, местные жители-афганцы встречали нас хорошо. Они вообще гостеприимные люди, всегда старались дать нам бакшиш – подарок в переводе. Было немало тех, кто поддерживал действия советских войск». На одном из любительских снимков на фоне армейского тягача запечатлены И. Кожевников и афганец по имени Мусса – такая вот афганско-советская дружба.
Кстати, о дружбе. Это то, что накрепко связывает участников тех событий. Афганское братство нерушимо. И именно о своих сослуживцах чаще всего вспоминает И.П. Кожевников. Говорит, когда демобилизовался, больше всего не хотелось расставаться с однополчанами. Ивану Кожевникову, можно сказать, повезло, потому как там, на далекой афганской земле, были удивительные встречи. «Однажды стоим на точке, – рассказывает он, – идёт наша колонна. Остановилась на несколько минут, я смотрю, а в кабине одного из грузовиков мелькнуло знакомое лицо. Да это же Генка Деревянко – наш, малослободский! Я сразу к нему – посидели немножко, перекинулись словами, пожелали друг другу удачи. Такая короткая встреча, а сколько было радости! Геннадий призывался чуть позже меня, но я не предполагал, что мы увидимся с ним в Афгане. Теперь вот живём на одной улице через несколько домов друг от друга». Вспоминает Иван Петрович и других земляков: В. Кулешова из Константиновки, А. Чаплыгина из Колычёво. «Мы с Алексеем сначала в одной части служили, а потом его перевели в другую, – говорит И.П. Кожевников, – но мне сразу передали, когда он погиб. Жалко и его, и других ребят, кто отдал жизни, выполняя интернациональный долг». Иван Петрович уверен, что остался цел и невредим не только потому, что хорошо усвоил науку воевать, но и потому что его ждали дома: мама, папа, братья.
После службы Иван Петрович вернулся в родное село. Устроился работать в совхозе – был и трактористом, и шофёром. Женился, воспитал с женой Галиной Петровной троих детей, дождался внуков – их у него семеро. Сейчас супруги на заслуженном отдыхе, занимаются домашним хозяйством – на подворье несколько голов КРС. А о том, что когда-то воевал на далёкой афганской земле, напоминают Ивану Петровичу уже пожелтевшие фотографии, несколько медалей на кителе, который он надевает только в особых случаях.