Свадьба едет, едет свадьба русская! - На новые рубежи

Свадьба едет, едет свадьба русская!

Как известно, семья начинается с регистрации брака. Раньше эту функцию выполняла церковь, где молодые венчались, теперь надо обязательно побывать в ЗАГСе. С течением времени многое изменилось в самой свадебной церемонии и в отношении к ней людей. Однако осталось главное: понимание, что свадьба – это день рождения новой ячейки общества. И всем по-прежнему хочется сделать его незабываемым. Может быть, не все вступающие в брак знают об исконных свадебных обрядах и обычаях и часто воспринимают их как что-то вроде игры, но ведь это тоже наши традиции, передающиеся от старшего поколения младшему. Сегодня наш постоянный внештатный автор Валентина Михайловна Рыкова поможет читателям районки окунуться в атмосферу деревенской свадьбы. Думаем, это будет интересно.

В настоящее время мы всё больше говорим о возрождении народных традиций. О свадебном торжестве все знают не понаслышке. Каждый человек хоть раз в жизни в том или ином качестве присутствовал на свадьбе. И именно этот момент является днём рождения новой семьи. Молодожёнам он запоминается на всю жизнь.

Свадебные традиции, обряды – это и есть часть нашего культурного наследия, передающегося из поколения в поколение. В Год семьи я решила написать о том, как проходили свадебные торжества в моей родной Кузьминовке.

У вас – товар, у нас – купец

О том, как играли свадьбы в 40-50-х годах прошлого века, мне рассказывала бабушка Ульяна Михайловна Ефимова, 1901-го года рождения.

Началом было сватовство. Выбирали сваху – обычно близкую родственницу жениха, чаще всего его крёстную. Она и ещё 3-4 человека из родни приходили в дом невесты. Сваха затевала такой разговор: Пришли мы в гости – не гостить, а пир подымать. У вас товар, у нас купец; на ваш товар мы заморского купца найдём». Был и иной вариант присловья: «У нас голубь, а у вас голубка – мы хотели бы познакомить нашего голубя с вашей голубкой». Если девушка и её родители согласны, сваха договаривается с ними, когда будет запой. Бывало и такое: сваха получала отказ, если не было готового приданого. На запой приглашались самые близкие родственники молодых. Сам же запой проходил в доме невесты, а угощение приносили родители жениха. Здесь договаривались о дне свадьбы, о количестве гостей.

Чаще всего свадьбы играли зимой или осенью, например, в октябре. В народе этот месяц называют по-разному: листопадник, грязник, свадебник. После запоя невеста заплетала волосы в одну косу, вплетала в неё много атласных лент разного цвета. Она носила эти ленты до свадьбы – по ним односельчане узнавали, что девушка – невеста.

Рушник – символ долгой дороги

Меж тем готовили приданое, если о нём не позаботились заранее. Потом близкие родственники невесты ходили в дом жениха «смотреть углы». Как правило, невеста должна была сшить на окна занавески: до половины окошка тюлевые, а ниже – белые подшторники. На икону шили и вышивали пеленички. Кровать обычно ставили в простенке, где не было окон. Ковров тогда не было, и невеста шила «простенок», который вешали над кроватью. Обычно он был из цветного ситца с каймой из однотонного материала. На рамки, в которых находились семейные фотографии, вешали рушники, вышитые гладью или крестом. Обычно невеста вышивала много рушников, и все они имели различное назначение. Например, под ноги – на него вставали молодые во время родительского благословения. Союзным рушником связывали руки молодожёнов во время венчания (он вышивался только красными нитками – на радость). На хлебосольном рушнике родители преподносили жениху и невесте хлеб-соль, встречая их на пороге дома после регистрации брака. На рушниках в двух сторон вышивался одинаковый узор, чтобы была гармония между духовным и материальным миром. Середина рушника оставалась пустой, чтобы жизненная дорога была лёгкой и просторной. Свадебный рушник обязательно сохраняли и передавали из поколения в поколение. У невесты в приданом непременно должны были быть квашенник и столешник. Квашенником накрывали квашню, где делали тесто для хлеба, а когда буханки вынимали из печи, их накрывали столешником.

Подружки невесты каждый вечер ходили к ней, помогали вышивать рушники, подзорники на кровать, вязали скатерти, кружева. Также девчата ходили в дом жениха за перьями на думку – маленькую подушечку. Приносили перо, перебирали его и делали думку.

Перед свадьбой проходил девичник. Наряжали куст: если летом, то берёзовый, если зимой, то кудрявый репейник. Издавна считали репейник гармоничным символом живой природы и человека. Накануне свадьбы выбирали самое сильное, высокое растение, обряжали его лентами, лоскутками материи. С этим кустом вечером шли в дом жениха. Куст обычно держала младшая сестра невесты. Когда всех подружек усаживали за стол, репейник раскачивали, а в это время приносили и ставили на стол курник, в него втыкали куст. Дружки жениха старались угостить девчат, а те настаивали, чтобы угощал сам жених. В застолье пели специальные песни: «Бел заинька, горностай молодой», «Как у сиза голубя золотая голова» и другие. С этими песнями подружки невесты обыгрывали родных и друзей жениха, а те платили деньгами. После девичника девчата шли к невесте и оставались у неё ночевать, а парни оставались у жениха. Вечером же родственники невесты привозили в дом жениха её приданое. В него входили: перина, одеяло, покрывало, подушки. Также невеста готовила узел для жениха, в котором были: нижнее бельё, рубашка, брюки, носки. Рубашка шилась из однотонного материала, чаще из белого или розового штапеля, такого же цвета было и платье невесты. Всё это выкупалось за символическую плату.

А на серёдку – трёшницу!

Утром в день свадьбы невеста вставала рано, а её лучшая подруга расплетала ей косу и заплетала волосы в две косы. Ленты раздавали подружкам. Своеобразным ответом невесты была песня-причитание. Потом невесту наряжали. Фату раньше не было – на голову надевали венок. Цветы для него мастерили сами из белой или розовой бумаги – окунали их в растопленный воск или парафин, чтобы держали форму. Около невесты всегда находилась крёстная, она вела её к благословению. Расстилали шубу, на неё вставала невеста – родители благословляли её иконой и хлебом-солью. После этого обряда невесту сажали в передний угол за стол, рядом садились подруги и брат или сестра – они держали в руках скалку в лентах. Этот обряд назывался «продавать косу».

Родители жениха тоже благословляли сына. Выбирали дружка, перевязывали его одним рушником в доме жениха, вторым – в доме невесты. Был ещё полудружка – его перевязывали одним рушником. Когда всё было готово, подружка верхом на лошади ехал оповестить родственников невесты, что готовы её выкупать.  Затем кортеж из трёх подвод ехал за невестой. Лошадей наряжали лентами, под дугой звенел колокольчик. Сельчане старались преградить путь свадебной процессии, например, растягивали поперёк дороги верёвку. Чтобы освободить путь, дружка должен был угостить людей спиртным.

Далее была церемония выкупа невесты. Её родня создавали на пути жениха различные преграды, давали ему задания. Обычно просили так: «На столе четыре угла, на каждый угол – по рублю, а на серёдку – трёшницу». В то время это были большие деньги. Закончив выкуп, дружка выводил жениха и невесту, держась за рушник. Он обводил молодых вокруг подвод три раза, затем сажал их на первую подводу. На второй ехали крёстные жениха и невесты. Брак регистрировался в сельсовете – никаких торжеств тогда не было, просто секретарь выписывал свидетельство о браке.

Гуляли три дня

Первый день свадьбы гуляли у жениха. Когда молодожёны заходили в дом, их встречали родители хлебом-солью и иконой. Они благословляли молодых, вели их в дом, а в этот  момент гости осыпали их хмелем, зерном, желая благополучия. При входе новоиспечённый муж переносил жену через порог на руках. Молодых сажали за стол в переднем углу. По обычаю, родители жениха садились со стороны невесты, а родители невесты – со стороны жениха. Сельские свадьбы были очень весёлые. На них приглашали самых лучших гармонистов и балалаечников. В Кузьминовке лучшим гармонистом считался Василий Егорович Кальнишевский, а балалаечником – Григорий Денисович Кадонцев. Пели русские народные песни, частушки, плясали «Барыню», «Цыганочку». Обычно посмотреть, как гуляют на свадьбе, приходило много односельчан, даже ребятишки. Существовало тогда поверье, что нужно посмотреть человека три раза: когда родится, когда женится (или выходит замуж) и когда уходит в мир иной.

Подарки молодым были очень скромные: полотенце, метра два материи, полушалок, носки, скатерть. На стол ставили такие блюда: окрошку, винегрет, холодец, грибы, соленья, кислое молоко, тушёную картошку. Вечером, когда уходили гости, дружка ложился на кровать – грел молодожёнам постель. Невеста одаривала его, например, вышитым кисетом, платочком, вязаными носками. Утром спозаранку новоиспечённая жена обычно шла за водой в родник. Несла вёдра на коромысле. Первый, кто увидит, подходил и выливал воду, а невестка одаривала этого человека. Второй день гуляли в доме невесты. Но сначала ряженые гости с песнями и частушками шли в дом жениха искать невесту и приглашать всех на лапшу. Кроме этого блюда тёща ставила перед зятем блины, накрытые тарелкой. Зять разбивал её и благодарил родителей за воспитание дочери. Был и третий день свадьбы: родня жениха собиралась на похмелье у него дома, родня невесты – у неё. На этом свадебные торжества и заканчивались.

Фото из архива редакции.

Поделиться в соц. сетях
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.